Развитие психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни 

(по Скворцову И.А.)Крупная моторика

Все безусловные рефлексы вызываются,симметричны     1-4 нед.
Пытается оторвать голову от поверхности,
на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону- 1 мес.

Пытается поднимать голову, лежа на животе        1 мес.
Приподнимает голову на 45 градусов,лежа на животе,
удерживает ее 10-20 сек,ноги при этом напряжены                 1,5 мес.
В положении на животе удерживает голову, при этом руки под
грудью согнуты в локтевых суставах, активнодвигает ногами- .
Удерживает голову, находясь в вертикальномположении  (недолго)           2мес.

Лежа, может опираться на предплечья(несколько минут)                2,5 мес.

Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня        3 мес.

Появляется опора на ноги    4 мес.

Активно поднимает голову из положения на спине    4,5мес.

Переворачивается на бок      4,5 мес.

Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову     5 мес.

Прочная опора на ноги при стоянии споддержкой     5,5 мес.

Лежа на животе, ребенок может вытягиватьодну руку      б мес.

Сидит при пассивно приданной позе   6 мес.

Переворачивается со спины на живот    6,5 мес.

Переворачивается с живота на спину    7 мес.

Ползание без включения тазового пояса     7 мес.

Синхронное ползание по-пластунски           7,5 мес.

Самостоятельно приседает из положения лежа,через бочок    7,5 мес.
 

Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие 8 мес.

Стоит в позе на коленях (на четвереньках) 8 мес.
Садится самостоятельно из любых  положений и сидит уверенно   8,5 мес.

Передвигается на коленях (на четвереньках)самостоятельно      - 9 мес.

Стоит у опоры, встает самостоятельно        10 мес.

Стоит самостоятельно       11 мес.

Ходит с поддержкой       11,5 мес.

Ходит самостоятельно        12 мес.

Ходит длительно, поворачивается      1 г. 3 мес.

Перешагивает через препятствия     1 г. 6мес.

Пытается бегать       1г. 10 мес.
 

Поднимается и спускается по лестнице

приставными шагами, держась за перила  1 г. 11мес.

Бегает   2 г.          

Самостоятельно приседает и встает    2 г.

Наклоняется и поднимает предметы с пола     2 г.

Стоит на одной ноге без поддержки   2 г. 6 мес.

Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой)    2 г. 6 мес.

Умеет ездить на трехколесном велосипеде 2 г. 6 мес.

Прыгает на двух ногах       3 г.

Умеет делать кувырок вперед      4 г.

Прыгает на одной ноге       4 г.

Выполняет одновременно два вида движений       5 л.

Мелкая моторика

Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие«атетоидные» движения пальцами    1 нед.

Открывает кулачок   2 мес.

Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянетеев рот     2,5 мес.

Иногда захватывает предмет кистью руки 3 мес.

Тянется к игрушке, хватает ее     3,5 мес.
 

Захватывает игрушку двумя пальцами,подносит ко рту, бросает -  4,5мес.

Начинает захватывать мелкие предметы    5 мес.

Перекладывает игрушку из руки в руку       5,5 мес.

Активно манипулирует предметами    7 мес.

Для захвата использует большой палец      8 мес.

Стучит игрушкой об игрушку    8 мес.

Начинает целенаправленноманипулировать пирамидкойиз 2-3 колец (снимает, сбрасывает)         8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик        9 мес.

Указательным и большим пальцами берет мелкиепредметы     10 мес.

Пытается нанизывать колечки на стерженьпирамидки     11 мес.

Может перелистывать страницы у картоннойкнижки        12 мес.

Опускает мелкие предметы в узкое отверстие        12 мес.

Переворачивает одновременно 2-3 страницы         1 г. 2 мес.

Рисует каракули, росчерки    1г. 5 мес.

Разрывает бумагу     1г. 6 мес.

Переворачивает по одной странице    1 г. 8 мес.

Формируется предпочтение руки      2 г.

По показу повторяет вертикальные и круглыелинии      2 г.

«Правильно» держит карандаш       2 г. 6 мес.

Копирует круг      3 г.

Расстегивает пуговицы        3г.

Копирует квадрат (нечетко, с загнутымиуглами)      4 г.

Режет ножницами бумагу       4 г.

Копирует треугольник       5 лет

Верно рисует квадрат     5 лет

 Зрительное восприятие

Зажмуривает глаза при ярком свете,

при открывании глаз стремится повернуться к источнику света  1 нед.

Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание  1 мес.

Прослеживание взглядом движения погоризонтали, на40-50 см вправо и влево от

средней линии 1,5 мес.

Длительное сосредоточение взора на предметах 2 мес.

Движения руки, направленные к объекту,  

выполняютсяпод зрительным контролем      3мес.

Рассматривает собственные руки,

началодифференциации движений пальцев    3 мес.

Тянется к игрушке     3,5 мес.

Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии   4 мес.

Игрушку подносит к глазам, рассматривает       4,5 мес.

Зрительно внимательно изучает окружающиепредметы, расположенные в разных местах     5 мес.

Рассматривает крупные картинки   6 мес.

Активно захватывает игрушку из любых положений   7 мес.

Дифференцированное восприятие близких изнакомых   8 мес.

Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес.

Узнает себя и близких в зеркале  10 мес.

Показывает отдельные предметы в быту    1 г.

Узнает и показывает себя и знакомых нафотографии        1 г. 2 мес.

Узнает несколько простых картинок (около 5)      1 г. 3 мес.

Дифференцирует форму и величину объемнойигрушки  1 г. 8 мес.

Дифференцирует количество предметов   1 г. 8 мес.

Подбирает парные игрушки и картинки    1 г. 9 мес.

Узнает знакомые предметы по ТВ      2 г.

Знает много картинок (10-15)  2 г.

Понимает смысл простых картинок с действием  2 г. 6 мес.

Узнает контурные, черно-белые изображения      2 г. 6 мес.

Начинает видеть разницу в величине иколичестве

на плоскостной картинке    2 г. 6 мес.

Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета  2 г. 6мес.

Узнает перечеркнутые изображения     3 г.

Узнает наложенные изображения       3 г.

Понимает смысл сюжетных картинок, отвечаетна наводящие вопросы     3 г. 6 мес.

Может сам составить рассказ по сюжетнойкартинке     4 г.

Понимает смысл последовательных картинок    4 г.

Может разложить последовательные картинки

попорядку в соответствии с сюжетом   4 г. 6 мес. 

Слуховое восприятие

Вздрагивает и мигает при громком звуке 1 нед.

Слуховое сосредоточение  2 нед.

Начало локализации звуков в пространстве   1 мес.

Улыбается, когда слышит голос взрослого 1,5 мес.

Замирает при появлении нового звука на фонедругих  2 мес.

Узнает тембр голоса матери    2,5 мес.

После звуковой стимуляции издает гласныезвуки    3 мес.

Активно прислушивается к невидимому источнику звука,

поворачивает голову в сторону звука   4 мес.

Начинает по-разному реагировать на свое ичужое имя   6 мес.

Начало аутоэхолалии    6 мес.

Начинает понимать команды с жестовым подкреплением   6,5 мес.

Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие  7 мес.

Плясовые движения под веселую музыку    8,5 мес.

Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом  1 г.Повторяет услышанные короткие слова      1 г. 3 мес.

«Вставляет» слова в знакомые стихи     1 г. 5 мес.

Называет объекты, находящиеся вне полязрения,

когда слышит их звук   1 г. 8мес.

Может отстукивать простые ритмы по образцу   3 г.

акцентированные ритмы     5 лет

по устной инструкции       6 лет

Импрессивная речь
Реакция сосредоточения на голос взрослого:
притормаживает двигательныереакции, ротовое внимание    1 мес.
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций   3 мес.
Больше реагирует на голос, чем на простой звук,  
реагирует на ласковые и строгие интонации     4 мес.
В ответ на обращенную к ребенку речь
возникает ответная голосовая активность 5 мес.

Реагирует на свое имя            6 мес.

Понимает речевые команды с жестовымподкреплением   7 мес.

Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого      7,5 мес.

Зрительнодифференцирует названные знакомые предметы 8мес.

Понимаетречевые команды без жестового подкрепления 8,5мес.
По просьбе находит знакомые предметы,расположенные в непривычном месте     9мес.
Показывает уверенно части лица у куклы и увзрослого  9,5 мес.

Начинает узнавать предметы на однопредметныхкартинках - 10 мес.

По указанию взрослых выполняет действия сигрушками     10,5 мес.

Понимает команду «нельзя»            11 мес.

Выполняет много команд по просьбе       1 г.

Показывает несколько частей тела    1 г. 3 мес.

Показывает все части тела         1 г. 6 мес.

Показывает все объекты в быту   1 г. 8 мес.

Показывает много картинок      2 г.

Понимает содержательную речь, несложныерассказы    2 г. 5 мес.

Может односложно ответить на вопрос попрочитанной сказке    2 г. 5 мес.
Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия 2 г. 5 мес.
Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях,
которые происходят в другое время или вдругом месте         3г. 5 мес.
Может ответить на отвлеченные вопросы,
напр,«светит ли ночью солнце?»     4г.
Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда»,
«обман»,«радость», «страх»     5-6 лет

Экспрессивная речь

Голосовые реакции ребенка в ответ наразговор с ним     1 мес.
Спонтанно произносит отдельные звуки,отраженно гулит      2 мес.
Интонационная выразительность голосовыхреакций, начальное гуление    3 мес.
 Активное гуление   4 мес.
Активно спонтанно певуче гулит с цепочкамизвуков        5 мес.
Лепет проявляется короткими звуками
(гласные в сочетании с губнымисогласными)      5,5 мес.
Активный недифференцированный лепет   6 мес.
Разнообразный активный лепет(переднеязычные,
заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии       6,5 мес.
Появляются двойные звуковые сочетания типа«ба-ба»    7,5 мес.
Подражая взрослому, учит новые слоги      9 мес.
Называет людей и предметы слогами          10 мес.
Говорит около 5 слов (мама, дядя)          1 г.
Соотносит слоги с определенным предметом         1 г. 2 мес.
Выражает желания с помощью речи (появлениеглаголов)        1 г. 4 мес.
Говорит около 10 слов (в основном названия)  1 г. 6 мес.

«Телеграфная речь»: двухсловные предложения 1 г. 8 мес.

Составляет предложения и 3-4 слов         2 г.
Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок
словне всегда правильный)  2 г. 6 мес.

Легко повторяет фразы       2г. 6 мес.
Пытается использовать множественное число, прошедшее время 3 г.

Использует отрицательные частицы «не», «ни»    3 г.

Использует прилагательные и местоимения  - 3 г. 6 мес.

Задает вопросы «когда?», «что внутри?»,«почему?»     3 г. 6 мес.

Способен вести диалог со взрослым       3 г. 6 мес.

Использует сложные предложения          3 г. 6 мес.

Использует вежливые просьбы        4 г.

Использует будущее время    4 г.

Использует определение пространства: «на»,«под», «за» 4 г.

Читает стихи       4 г. 6 мес.

Появляется соединение простых предложений всложные        5 лет

Появление разделительных вопросов       5 лет

Может описать свои чувства    5 лет
Начинает употреблять абстрактныепонятия «счастье», «любовь»,
«надежда», «ложь»        5-6 ле
 

Интеллект

Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки    0-2 мес.
Начинает ожидать кормления через определенныеинтервалы
времени     0-2 мес.
Начинает различать окружающих: можетузнать мать в группе
людей, может чувствовать незнакомые места и    незнакомых людей          3 мес.
Активная познавательная деятельностьв виде похлопывания
рукой по подушке, одеялу    4 мес.
Развитие функции активного внимания:поворачивается на звук,
если внимание не отвлечено более сильнымраздражителем               4,5 мес.
Начинает догадываться о причине и следствии:

если потрясти погремушку - она загремит  5 мес.
Реакция на новизну: любой новый предметхотя
бы на короткое время привлекает внимание ребенка        5 мес.

Следит откуда и куда падает предмет         5,5 мес.
После зрительного, тактильногоисследования игрушки,
начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой)      6 мес. 

Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, каккто-то из близких его поднимет               6,5 мес.
Начинает ожидать от близких людейхарактерных действий:

кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семь     7 мес.

Может узнавать по части целое: ожидает появление целогопредмета,

увидев только его часть       7мес.

Убирает препятствие, мешающее достичьигрушки   7,5 мес.

Поиск наполовину спрятанной игрушки     8 мес.

Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимаетруки, когда слышит фразу «такой большой»       9мес.

Пользуется «указательным жестами»      10 мес.

Деятельность приобретает характерцеленаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складываетигрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке)   11 мес.

Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты,

и ждет его возвращения     11,5 мес.

В состоянии определить высоту и краяпредметов   11,5 мес.

Узнает значение слов, коротких фраз     1 г.

Различает несколько предметов по названиям     1 г.

Ищет спрятанную игрушку    1 г.

Тянет в рот только съедобное      1 г. 5 мес.

Узнает простые картинки в книге      1 г. 6 мес.

Может выполнить поручение из 1 действия          1 г. 7 мес.

Различает «один» и «много»       1 г. 11 мес.

Различает «большой» и «маленький»       1 г. 11 мес.

Частично заполняет доску Сегена путем проб иошибок  2 г.

Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне)      2 г. 6 мес.

Укладывает в нужные ячейки доски Сегенафигуры, кроме треугольника  2 г. 6 мес.

Подбирает цвета по образцу (синий к синему)     2 г. 6 мес.

Классификация на 2 группы (по цвету, форме)     3 г.

Классификация на 3-4 группы:

по геометрической форме       3г. 6 мес.

по цвету  3 г. 6 мес.

Легко заполняет доску Сегена    4 г.
Выполняет простую классификацию картинок
(4-5 групп):с помощью      4г.

самостоятельно   4г. 6 мес.
Овладевает понятиями «больше», «выше»,«шире», «длиннее»,
«равные», «одинаковые»      5 лет
Вербальный интеллект:

Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется    - 5 лет

Отгадывает загадки, используя накопленныйопыт     - 5 лет

Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойстваобъектов   - 6 л.

Сравнение понятий с использованиемкатегориальных обобщений  - 6-7 лет
Способность целостного восприятия объекта«Кто нарисовал этого слона?»:

с помощью    6 лет  самостоятельно   6 лет 6 мес.

Способен разделять объекты на классы иподклассы   7 лет

Конструирование

Снимает, сбрасывает кольца со стержняпирамидки    8,5 мес.

Пытается ставить кубик на кубик    9 мес.

Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки   11 мес.
Использует рот или одну из рук длясохранения двух взятых
игрушек и, освободив руку, захватываеттретью игрушку - 1 г.

Строит простые сооружения из кубиков      1 г. 9 мес.

Частично заполняет доску Сегена методом проби ошибок      2 г.

Строит по показу поезд, башенку      2 г.

Строит по показу мост     3г.

Дорисовывает недостающие ножки, ручки кчеловечку    3 г.

Самостоятельно рисует человека (примитивно)   3 г. 6 мес.

Строит сложные сюжетные конструкции    3 г. 6 мес.

Собирает кубики Линка по образцу    3 г. 6 мес.

Складывает картинки из кубиков    4 г.

Рисует человечка с туловищем      4 г.

Рисует человека в одежде     5 лет

Сюжетные рисунки     5 лет.
Эмоции, коммуникацияРеакция неудовольствия на насильственноепробуждение, голод, дискомфорт:громкий крик без интонационной выразительности, слез нет            1 -2 нед.

Появление ответной улыбки, «ротовоговнимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя       - 1,5 мес.
На эмоциональный контакт с исследователем ребенокотвечает активной улыбкой             2мес.

Смеется в голос                                                    3 мес.
В ответ на общение с исследователемпроявляет
выраженный «комплекс оживления»         - 3 мес.

«Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро               4 мес.
Плач ребенка модулирован, счередующимися периодами
интенсивного усиления и затухания, в плачеотмечаются паузы для восприятия реакции взрослого                        4,5 мес.
Плач прекращается, когда вниманиепереключается
на новый яркий интересный стимул   5 мес.
Появление улыбки при виде взрослогочеловека, который молчит - 5 мес.

Различает мимику и жесты окружающих - 5 мес.

Реагирует на строгие и ласковые интонации -5,5 мес.

Активно выражает отношение к «близким» и«чужим», эмоции дифференцированы               6мес.

Тянет руки, чтобы взяли на руки                    7,5 мес.
Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери)       7 мес.
Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение 8 мес.
Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях    9 мес.
Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразнымимимическими, двигательными,

голосовыми реакциями -                                    10 мес.

Машет рукой на прощание                              11 мес.

По просьбе обнимает родителей                    12 мес.

Появляется сопереживание, утешение          1 г. 2 мес.

Использует «нет» (слово, звук, жест),выражая несогласие               1 г. 3мес.

Использует «да» (слово, звук, жест)               1 г. 4 мес.

Помогает в простейших работах (поинструкции)               1 г. 7 мес.

Имитирует действия взрослых с бытовымипредметами    1 г. 8 мес.

Активно пользуется жестами                           1 г. 10 мес.

Острая реакция на отсутствие матери          1 г. 10 мес.
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» -«твое»         3 г.

Знает свой пол                                                      3 г.

Развитие разного стиля общения с детьми ивзрослыми     4 г.
Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы -  4 г. 6 мес.

Обращение к взрослым на «Вы», по имени иотчеству        5-6 лет
Самообслуживание

Может есть с ложки                                            5 мес.

Держит бутылочку, из которой сосет            6 мес.

Пьет из чашки, которую держит взрослый  7 мес.

Помогает одевать себя (подает руку, ногу) 8 мес.

Жует отломанные кусочки полутвердой пищи(хлеб, банан)           - 9 мес.

Самостоятельно ест (руками), откусываетпеченье             1 г.

С помощью подносит ложку ко рту               1 г. 2 мес.

Пьет из чашки, не проливая                              1 г. 3 мес.

Снимает простые предметы одежды (варежки,шапку)      1 г. 3 мес.

Моет руки с небольшой помощью                 1 г. 4 мес.

Зачерпывает пищу ложкой                               1 г. 6 мес.

Полностью прожевывает пищу                       1 г. 6 мес.

Снимает расстегнутое пальто, куртку          1 г. 9 мес.

Ест и пьет самостоятельно                               1 г. 10 мес.

Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб,печенье)             2 г.

Просится на горшок в дневное время            2 г.

Самостоятельно моет и вытирает руки        2 г.

Застегивает и расстегивает молнию, с помощью  2 г.

Ест ложкой, вилкой самостоятельно(аккуратно) 2 г. 6 мес.

Одевает простые предметы одежды (варежки,шапку)       2 г. 6 мес.

Наливает в чашку воду (не аккуратно)        3 г.

Расстегивает пуговицы                                      3 г.

Застегивает пуговицы, кнопки, молнию       4 г.

Одевается без посторонней помощи              4 г.

Отличает переднюю часть одежды от задней        4 г.

Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках                5-6 лет

ИграРассматривает вложенную в руку игрушку            3 мес.

Активизация рук при попадании игрушки в полезрения ребенка   3 мес.

Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее           4 мес.
Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности       5 мес.

Подолгу играет с подвешенными игрушками         5 мес.
Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает               5,5 мес.

Предпочитает играть со взрослыми, подражаяих действиям - 9 мес.
Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает           9,5 мес.

Усвоение условных действий с игрушками ипредметами 10 мес.
Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одеваеткольца на штырь              11 мес.

Играет с мячом                                                     1 г.

Строит простые структуры из блоков           1 г. 1 мес.

Играет с песком, водой, наливными игрушками,кубиками               1 г. 2 мес.

Наблюдает за игрой других детей                 1 г. 2 мес.

Играет самостоятельно, если рядом взрослый       1 г. 4 мес.

Начало функциональной игры                        1 г. 6 мес.

Любит катать, перетаскивать игрушки         1 г. 9 мес.

Толкает «поезд», сделанный и несколькихкубиков             1 г. 9 мес.

Предпочитает активные игрушки (поезд,телефон и т.п.)   2 г.

Делает куличики  2г.Собирает закручивающиеся игрушки      2 г.Собирает пирамидку по порядку       2 г. 6 мес.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz