|
Развитие психоневрологических функций у детей первых 7 лет жизни (по Скворцову И.А.)Крупная моторика Все безусловные рефлексы вызываются,симметричны 1-4 нед. Пытается оторвать голову от поверхности,на которой лежит, но удержать ее не может, роняет и поворачивает в сторону- 1 мес. Пытается поднимать голову, лежа на животе 1 мес. Приподнимает голову на 45 градусов,лежа на животе, удерживает ее 10-20 сек,ноги при этом напряжены 1,5 мес. В положении на животе удерживает голову, при этом руки под грудью согнуты в локтевых суставах, активнодвигает ногами- 2м. Удерживает голову, находясь в вертикальномположении (недолго) 2мес. Лежа, может опираться на предплечья(несколько минут) 2,5 мес. Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня 3 мес. Появляется опора на ноги 4 мес. Активно поднимает голову из положения на спине 4,5мес. Переворачивается на бок 4,5 мес. Сидит с поддержкой, устойчиво держа голову 5 мес. Прочная опора на ноги при стоянии споддержкой 5,5 мес. Лежа на животе, ребенок может вытягиватьодну руку б мес. Сидит при пассивно приданной позе 6 мес. Переворачивается со спины на живот 6,5 мес. Переворачивается с живота на спину 7 мес. Ползание без включения тазового пояса 7 мес. Синхронное ползание по-пластунски 7,5 мес. Самостоятельно приседает из положения лежа,через бочок 7,5 мес. Защитная экстензия рук вперед и в стороны, позволяющая сохранять равновесие 8 мес. Стоит в позе на коленях (на четвереньках) 8 мес. Садится самостоятельно из любых положений и сидит уверенно 8,5 мес. Передвигается на коленях (на четвереньках)самостоятельно - 9 мес. Стоит у опоры, встает самостоятельно 10 мес. Стоит самостоятельно 11 мес. Ходит с поддержкой 11,5 мес. Ходит самостоятельно 12 мес. Ходит длительно, поворачивается 1 г. 3 мес. Перешагивает через препятствия 1 г. 6мес. Пытается бегать 1г. 10 мес. Поднимается и спускается по лестнице приставными шагами, держась за перила 1 г. 11мес. Бегает 2 г. Самостоятельно приседает и встает 2 г. Наклоняется и поднимает предметы с пола 2 г. Стоит на одной ноге без поддержки 2 г. 6 мес. Поднимается, спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) 2 г. 6 мес. Умеет ездить на трехколесном велосипеде 2 г. 6 мес. Прыгает на двух ногах 3 г. Умеет делать кувырок вперед 4 г. Прыгает на одной ноге 4 г. Выполняет одновременно два вида движений 5 л.
Мелкая моторика Пальцы сжаты в кулачок, единичные, редкие«атетоидные» движения пальцами 1 нед. Открывает кулачок 2 мес. Удерживает вложенную в кисть игрушку, тянетеев рот 2,5 мес. Иногда захватывает предмет кистью руки 3 мес. Тянется к игрушке, хватает ее 3,5 мес. Захватывает игрушку двумя пальцами,подносит ко рту, бросает - 4,5мес. Начинает захватывать мелкие предметы 5 мес. Перекладывает игрушку из руки в руку 5,5 мес. Активно манипулирует предметами 7 мес. Для захвата использует большой палец 8 мес. Стучит игрушкой об игрушку 8 мес.
Начинает целенаправленноманипулировать пирамидкойиз 2-3 колец (снимает, сбрасывает) 8,5 мес. Пытается ставить кубик на кубик 9 мес. Указательным и большим пальцами берет мелкиепредметы 10 мес. Пытается нанизывать колечки на стерженьпирамидки 11 мес. Может перелистывать страницы у картоннойкнижки 12 мес. Опускает мелкие предметы в узкое отверстие 12 мес. Переворачивает одновременно 2-3 страницы 1 г. 2 мес. Рисует каракули, росчерки 1г. 5 мес. Разрывает бумагу 1г. 6 мес. Переворачивает по одной странице 1 г. 8 мес. Формируется предпочтение руки 2 г. По показу повторяет вертикальные и круглыелинии 2 г. «Правильно» держит карандаш 2 г. 6 мес. Копирует круг 3 г. Расстегивает пуговицы 3г. Копирует квадрат (нечетко, с загнутымиуглами) 4 г. Режет ножницами бумагу 4 г. Копирует треугольник 5 лет Верно рисует квадрат 5 лет Зрительное восприятие Зажмуривает глаза при ярком свете, при открывании глаз стремится повернуться к источнику света 1 нед. Кратковременное сосредоточение взора на игрушке, недолгое прослеживание 1 мес. Прослеживание взглядом движения погоризонтали, на40-50 см вправо и влево от средней линии 1,5 мес. Длительное сосредоточение взора на предметах 2 мес. Движения руки, направленные к объекту, выполняютсяпод зрительным контролем 3мес. Рассматривает собственные руки, началодифференциации движений пальцев 3 мес. Тянется к игрушке 3,5 мес. Останавливает взгляд на объекте и подолгу рассматривает его на расстоянии 4 мес. Игрушку подносит к глазам, рассматривает 4,5 мес. Зрительно внимательно изучает окружающиепредметы, расположенные в разных местах 5 мес. Рассматривает крупные картинки 6 мес. Активно захватывает игрушку из любых положений 7 мес. Дифференцированное восприятие близких изнакомых 8 мес. Ищет взором спрятанную на его глазах игрушку 9 мес. Узнает себя и близких в зеркале 10 мес. Показывает отдельные предметы в быту 1 г. Узнает и показывает себя и знакомых нафотографии 1 г. 2 мес. Узнает несколько простых картинок (около 5) 1 г. 3 мес. Дифференцирует форму и величину объемнойигрушки 1 г. 8 мес. Дифференцирует количество предметов 1 г. 8 мес. Подбирает парные игрушки и картинки 1 г. 9 мес. Узнает знакомые предметы по ТВ 2 г. Знает много картинок (10-15) 2 г. Понимает смысл простых картинок с действием 2 г. 6 мес. Узнает контурные, черно-белые изображения 2 г. 6 мес. Начинает видеть разницу в величине иколичестве на плоскостной картинке 2 г. 6 мес. Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета 2 г. 6мес. Узнает перечеркнутые изображения 3 г. Узнает наложенные изображения 3 г. Понимает смысл сюжетных картинок, отвечаетна наводящие вопросы 3 г. 6 мес. Может сам составить рассказ по сюжетнойкартинке 4 г. Понимает смысл последовательных картинок 4 г. Может разложить последовательные картинки попорядку в соответствии с сюжетом 4 г. 6 мес. Слуховое восприятие Вздрагивает и мигает при громком звуке 1 нед. Слуховое сосредоточение 2 нед. Начало локализации звуков в пространстве 1 мес. Улыбается, когда слышит голос взрослого 1,5 мес. Замирает при появлении нового звука на фонедругих 2 мес. Узнает тембр голоса матери 2,5 мес. После звуковой стимуляции издает гласныезвуки 3 мес. Активно прислушивается к невидимому источнику звука, поворачивает голову в сторону звука 4 мес. Начинает по-разному реагировать на свое ичужое имя 6 мес. Начало аутоэхолалии 6 мес. Начинает понимать команды с жестовым подкреплением 6,5 мес. Может имитировать звуки высоких и низких тонов, громкие и тихие 7 мес. Плясовые движения под веселую музыку 8,5 мес. Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом 1 г.Повторяет услышанные короткие слова 1 г. 3 мес. «Вставляет» слова в знакомые стихи 1 г. 5 мес. Называет объекты, находящиеся вне полязрения, когда слышит их звук 1 г. 8мес. Может отстукивать простые ритмы по образцу 3 г. акцентированные ритмы 5 лет по устной инструкции 6 лет
|
Импрессивная речь Реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательныереакции, ротовое внимание 1 мес. Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций 3 мес. Больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации 4 мес. В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность 5 мес. Реагирует на свое имя 6 мес. Понимает речевые команды с жестовымподкреплением 7 мес. Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого 7,5 мес. Зрительнодифференцирует названные знакомые предметы 8мес. Понимаетречевые команды без жестового подкрепления 8,5мес. По просьбе находит знакомые предметы,расположенные в непривычном месте 9мес.Показывает уверенно части лица у куклы и увзрослого 9,5 мес. Начинает узнавать предметы на однопредметныхкартинках - 10 мес. По указанию взрослых выполняет действия сигрушками 10,5 мес. Понимает команду «нельзя» 11 мес. Выполняет много команд по просьбе 1 г. Показывает несколько частей тела 1 г. 3 мес. Показывает все части тела 1 г. 6 мес. Показывает все объекты в быту 1 г. 8 мес. Показывает много картинок 2 г. Понимает содержательную речь, несложныерассказы 2 г. 5 мес. Может односложно ответить на вопрос попрочитанной сказке 2 г. 5 мес. Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия 2 г. 5 мес. Может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или вдругом месте 3г. 5 мес. Может ответить на отвлеченные вопросы, напр,«светит ли ночью солнце?» 4г. Появляется понимание абстрактных понятий «дружба», «правда», «обман»,«радость», «страх» 5-6 лет
Экспрессивная речь Голосовые реакции ребенка в ответ наразговор с ним 1 мес. Спонтанно произносит отдельные звуки,отраженно гулит 2 мес. Интонационная выразительность голосовыхреакций, начальное гуление 3 мес. Активное гуление 4 мес. Активно спонтанно певуче гулит с цепочкамизвуков 5 мес. Лепет проявляется короткими звуками(гласные в сочетании с губнымисогласными) 5,5 мес. Активный недифференцированный лепет 6 мес. Разнообразный активный лепет(переднеязычные, заднеязычные и т.д.), аутоэхолалии 6,5 мес. Появляются двойные звуковые сочетания типа«ба-ба» 7,5 мес. Подражая взрослому, учит новые слоги 9 мес. Называет людей и предметы слогами 10 мес. Говорит около 5 слов (мама, дядя) 1 г. Соотносит слоги с определенным предметом 1 г. 2 мес. Выражает желания с помощью речи (появлениеглаголов) 1 г. 4 мес. Говорит около 10 слов (в основном названия) 1 г. 6 мес. «Телеграфная речь»: двухсловные предложения 1 г. 8 мес. Составляет предложения и 3-4 слов 2 г. Задает вопросы со словами «кто?», «где?», «куда?» (порядок словне всегда правильный) 2 г. 6 мес. Легко повторяет фразы 2г. 6 мес. Пытается использовать множественное число, прошедшее время 3 г. Использует отрицательные частицы «не», «ни» 3 г. Использует прилагательные и местоимения - 3 г. 6 мес. Задает вопросы «когда?», «что внутри?»,«почему?» 3 г. 6 мес. Способен вести диалог со взрослым 3 г. 6 мес. Использует сложные предложения 3 г. 6 мес. Использует вежливые просьбы 4 г. Использует будущее время 4 г. Использует определение пространства: «на»,«под», «за» 4 г. Читает стихи 4 г. 6 мес. Появляется соединение простых предложений всложные 5 лет Появление разделительных вопросов 5 лет Может описать свои чувства 5 лет Начинает употреблять абстрактныепонятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» 5-6 ле Интеллект Формируются простые ассоциации: если кричать, тебя возьмут на руки 0-2 мес. Начинает ожидать кормления через определенныеинтервалы времени 0-2 мес. Начинает различать окружающих: можетузнать мать в группе людей, может чувствовать незнакомые места и незнакомых людей 3 мес. Активная познавательная деятельностьв виде похлопывания рукой по подушке, одеялу 4 мес. Развитие функции активного внимания:поворачивается на звук, если внимание не отвлечено более сильнымраздражителем 4,5 мес. Начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку - она загремит 5 мес. Реакция на новизну: любой новый предметхотя бы на короткое время привлекает внимание ребенка 5 мес. Следит откуда и куда падает предмет 5,5 мес. После зрительного, тактильногоисследования игрушки, начинает искать для нее применение (стучит, гремит погремушкой) 6 мес. Может уронить предмет только для того, чтобы увидеть, каккто-то из близких его поднимет 6,5 мес. Начинает ожидать от близких людейхарактерных действий: кормления от матери, индивидуальной игры от каждого члена семь 7 мес. Может узнавать по части целое: ожидает появление целогопредмета, увидев только его часть 7мес. Убирает препятствие, мешающее достичьигрушки 7,5 мес. Поиск наполовину спрятанной игрушки 8 мес. Запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимаетруки, когда слышит фразу «такой большой» 9мес. Пользуется «указательным жестами» 10 мес. Деятельность приобретает характерцеленаправленной, ребенок как бы предвидит результат своего действия (складываетигрушку в коробку, нажимает кнопки на музыкальной игрушке) 11 мес. Начинает замечать, когда кто-то выходит из комнаты, и ждет его возвращения 11,5 мес. В состоянии определить высоту и краяпредметов 11,5 мес. Узнает значение слов, коротких фраз 1 г. Различает несколько предметов по названиям 1 г. Ищет спрятанную игрушку 1 г. Тянет в рот только съедобное 1 г. 5 мес. Узнает простые картинки в книге 1 г. 6 мес. Может выполнить поручение из 1 действия 1 г. 7 мес. Различает «один» и «много» 1 г. 11 мес. Различает «большой» и «маленький» 1 г. 11 мес. Частично заполняет доску Сегена путем проб иошибок 2 г. Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к шкафу, возьми куклу, принеси мне) 2 г. 6 мес. Укладывает в нужные ячейки доски Сегенафигуры, кроме треугольника 2 г. 6 мес. Подбирает цвета по образцу (синий к синему) 2 г. 6 мес. Классификация на 2 группы (по цвету, форме) 3 г. Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме 3г. 6 мес. по цвету 3 г. 6 мес. Легко заполняет доску Сегена 4 г. Выполняет простую классификацию картинок (4-5 групп):с помощью 4г. самостоятельно 4г. 6 мес. Овладевает понятиями «больше», «выше»,«шире», «длиннее», «равные», «одинаковые» 5 лет Вербальный интеллект: Исключение предметов (тест 4-й лишний) объяснить затрудняется - 5 лет Отгадывает загадки, используя накопленныйопыт - 5 лет Исключение предметов (тест 4-й лишний) с опорой на функциональные и категориальные свойстваобъектов - 6 л. Сравнение понятий с использованиемкатегориальных обобщений - 6-7 лет Способность целостного восприятия объекта«Кто нарисовал этого слона?»: с помощью 6 лет самостоятельно 6 лет 6 мес. Способен разделять объекты на классы иподклассы 7 лет
Конструирование Снимает, сбрасывает кольца со стержняпирамидки 8,5 мес. Пытается ставить кубик на кубик 9 мес. Пытается нанизать колечки на стержень пирамидки 11 мес. Использует рот или одну из рук длясохранения двух взятых игрушек и, освободив руку, захватываеттретью игрушку - 1 г. Строит простые сооружения из кубиков 1 г. 9 мес. Частично заполняет доску Сегена методом проби ошибок 2 г. Строит по показу поезд, башенку 2 г. Строит по показу мост 3г. Дорисовывает недостающие ножки, ручки кчеловечку 3 г. Самостоятельно рисует человека (примитивно) 3 г. 6 мес. Строит сложные сюжетные конструкции 3 г. 6 мес. Собирает кубики Линка по образцу 3 г. 6 мес. Складывает картинки из кубиков 4 г. Рисует человечка с туловищем 4 г. Рисует человека в одежде 5 лет Сюжетные рисунки 5 лет. Эмоции, коммуникацияРеакция неудовольствия на насильственноепробуждение, голод, дискомфорт:громкий крик без интонационной выразительности, слез нет 1 -2 нед. Появление ответной улыбки, «ротовоговнимания», через некоторое время после «заигрывания» исследователя - 1,5 мес. На эмоциональный контакт с исследователем ребенокотвечает активной улыбкой 2мес. Смеется в голос 3 мес. В ответ на общение с исследователемпроявляет выраженный «комплекс оживления» - 3 мес. «Комплекс оживления» проявляется ярко, быстро 4 мес. Плач ребенка модулирован, счередующимися периодами интенсивного усиления и затухания, в плачеотмечаются паузы для восприятия реакции взрослого 4,5 мес. Плач прекращается, когда вниманиепереключается на новый яркий интересный стимул 5 мес. Появление улыбки при виде взрослогочеловека, который молчит - 5 мес. Различает мимику и жесты окружающих - 5 мес. Реагирует на строгие и ласковые интонации -5,5 мес. Активно выражает отношение к «близким» и«чужим», эмоции дифференцированы 6мес. Тянет руки, чтобы взяли на руки 7,5 мес. Устав, начинает требовать внимания самого близкого человека (чаще матери) 7 мес. Дает адекватные эмоциональные реакции в ответ на общение 8 мес. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровнях 9 мес. Эмоциональное состояние внешне отчетливо проявляется разнообразнымимимическими, двигательными, голосовыми реакциями - 10 мес. Машет рукой на прощание 11 мес. По просьбе обнимает родителей 12 мес. Появляется сопереживание, утешение 1 г. 2 мес. Использует «нет» (слово, звук, жест),выражая несогласие 1 г. 3мес. Использует «да» (слово, звук, жест) 1 г. 4 мес. Помогает в простейших работах (поинструкции) 1 г. 7 мес. Имитирует действия взрослых с бытовымипредметами 1 г. 8 мес. Активно пользуется жестами 1 г. 10 мес. Острая реакция на отсутствие матери 1 г. 10 мес. Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» -«твое» 3 г. Знает свой пол 3 г. Развитие разного стиля общения с детьми ивзрослыми 4 г. Способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы - 4 г. 6 мес. Обращение к взрослым на «Вы», по имени иотчеству 5-6 лет Самообслуживание Может есть с ложки 5 мес. Держит бутылочку, из которой сосет 6 мес. Пьет из чашки, которую держит взрослый 7 мес. Помогает одевать себя (подает руку, ногу) 8 мес. Жует отломанные кусочки полутвердой пищи(хлеб, банан) - 9 мес. Самостоятельно ест (руками), откусываетпеченье 1 г. С помощью подносит ложку ко рту 1 г. 2 мес. Пьет из чашки, не проливая 1 г. 3 мес. Снимает простые предметы одежды (варежки,шапку) 1 г. 3 мес. Моет руки с небольшой помощью 1 г. 4 мес. Зачерпывает пищу ложкой 1 г. 6 мес. Полностью прожевывает пищу 1 г. 6 мес. Снимает расстегнутое пальто, куртку 1 г. 9 мес. Ест и пьет самостоятельно 1 г. 10 мес. Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб,печенье) 2 г. Просится на горшок в дневное время 2 г. Самостоятельно моет и вытирает руки 2 г. Застегивает и расстегивает молнию, с помощью 2 г. Ест ложкой, вилкой самостоятельно(аккуратно) 2 г. 6 мес. Одевает простые предметы одежды (варежки,шапку) 2 г. 6 мес. Наливает в чашку воду (не аккуратно) 3 г. Расстегивает пуговицы 3 г. Застегивает пуговицы, кнопки, молнию 4 г. Одевается без посторонней помощи 4 г. Отличает переднюю часть одежды от задней 4 г. Самостоятельно завязывает шнурки на ботинках 5-6 лет
ИграРассматривает вложенную в руку игрушку 3 мес. Активизация рук при попадании игрушки в полезрения ребенка 3 мес. Протягивает руки к игрушке, ощупывает ее 4 мес. Занятия с игрушкой - доминирующая, эмоционально окрашенная форма деятельности 5 мес. Подолгу играет с подвешенными игрушками 5 мес. Щупает, царапает, тянет игрушки, гремит погремушками, стучит, бросает 5,5 мес. Предпочитает играть со взрослыми, подражаяих действиям - 9 мес. Хватает, кидает, толкает игрушки, любит слушать музыку, пританцовывает 9,5 мес. Усвоение условных действий с игрушками ипредметами 10 мес. Играет с несколькими игрушками, поднимая и ставя их друг около друга, одеваеткольца на штырь 11 мес. Играет с мячом 1 г. Строит простые структуры из блоков 1 г. 1 мес. Играет с песком, водой, наливными игрушками,кубиками 1 г. 2 мес. Наблюдает за игрой других детей 1 г. 2 мес. Играет самостоятельно, если рядом взрослый 1 г. 4 мес. Начало функциональной игры 1 г. 6 мес. Любит катать, перетаскивать игрушки 1 г. 9 мес. Толкает «поезд», сделанный и несколькихкубиков 1 г. 9 мес. Предпочитает активные игрушки (поезд,телефон и т.п.) 2 г. Делает куличики 2г.Собирает закручивающиеся игрушки 2 г.Собирает пирамидку по порядку 2 г. 6 мес.
|